камаз-сайт.png камаз-сайт-кгс-лого.png
г. Красноярск, ул. Мечникова, 50
т. (391) 256-03-60 - многоканальный
8 800 755 74 40 - автозапчасти (звонок бесплатный)
 

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ИНСТРУКЦИИ ПО УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ КАМАЗ

ВАЛ КОЛЕНЧАТЫЙ

(инструкция по установке, эксплуатации и ремонту)

(редакция 2)

1. Краткое описание изменений

В применяемость коленчатых валов 740.62-1005020 упрочненных закалкой ТВЧ включены двигатели мощностью 320 л.с.: 740.51-320, 740.61-320. Добавлена комплектация 740.55-1005008 (ТВЧ) для двигателей Евро-2 мощностью до 320 л.с

В сентябре 2012г сняты с производства коленчатые валы 740.50-1005020 упрочненные азотированием, взамен которых поставляется новая модель 740.70­1005020 с двойным упрочнением: закалка ТВЧ коренных и шатунных шеек с по­следующим азотированием (патент Ru 2231565). Номера сборочных единиц при этом не изменились.

Исключен из номенклатуры коленчатый вал 740.35-1005020 фактически не производившийся. В связи с этим аннулированы комплектации на базе вала 740.35-1005020 (см таблицу 1).

Таблица замены аннулированных комплектаций коленчатого вала (Таблица 1).

Аннулированная комплектация

Комплектация для замены

740.60-1005008

740.63-1005008

740.35-1005008

740.50-1005008

740.63-1005008-10

740.71-1005008







Добавлены обозначения ремонтных полуколец упорного подшипника колен­чатого вала (таблица 12).

2. Комплектность поставки

Сборочные чертежи коленчатых валов в сборе, изготавливаемых в ПАО «КАМАЗ» и поставляемых в запасные части представлены на рис.1-5. Обозначения коленчатых валов в сборе и входящих в них деталей с указанием их количества представлены в приложении 1.


 
Рис. 1. Сборочные чертежи коленчатых валов для двигателей Евро-0, Евро-1 и Евро-2, в комплектации с фланцем или гидромуфтой (а) и шлице­вым приводом (б), собранных на базе вала 740.13-1005020.

Рис.2. Сборочный чертеж коленчатого вала 7408.1005008-10, собранного на базе вала 740.13-1005020

4.jpg

Рис.3. Сборочный чертеж коленчатых валов двигателей Евро-2, собранных на базе валов 740.70-1005020, 740.62-1005020 (а) и 740.30-1005020 (б, в).

5.jpg
Рис.4. Сборочный чертеж коленчатых валов двигателей уровня Евро-3 с электрон­ной топливной аппаратурой (а), Евро-3 и Евро-4 с ТА2 «CR»3 и газовых двигателей (б), собранных на базе валов 740.70-1005020 и 740.62-1005020.

Рис.5. Сборочный чертеж коленчатого вала двигателя 740.65-240, собранного на базе вала 740.65-1005020

3. Применяемость коленчатых валов на двигателях

3.1. Двигатели Евро-0 (740.10, 7403.10, 7408)

Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Обозначение

Комплектация двигателя

Рис

740.13-1005008-20

Автомобильная комплектация - ось вентилятора распо­лагается соосно оси вращения коленчатого вала (в ком­плекте с гидромуфтой).

740.13-1005008-70

Автобусная или специальная комплектация - ось венти­лятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности).

7408.1005008-10

Автобусная комплектация двигателя 7408 - ось вентиля­тора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности и задним рас­положением масляного насоса - со стороны маховика).

2




3.2.    Двигатели Евро-1 (740.11-240, 740.13-260)

Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 3.

Таблица 3. 



Обозначение

Комплектация двигателя

Рис.

740.13-1005008

Автомобильная комплектация - ось вентилятора распо­лагается соосно оси вращения коленчатого вала (в ком­плекте с гидромуфтой).

740.13-1005008-10

Комплектация со шлицевым передним отбором мощно­сти





3.3.    Двигатели Евро-2 с ходом поршня 120 мм (740.30-260, 740.31-240)

Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 4.

Таблица 4.

Обозначение

Комплектация двигателя

Рис.

740.13-1005008-10

Двигатель 740.31-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеп­лением производства ПАО «КАМАЗ», шлицевым перед­ним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация - вентилятор сосен с осью коленчатого вала).

740.30-1005008

Двигатели в комплек­те с КПП «ZF» про­изводства СП «ZF+КАМАЗ», сцеп­лением «F&S»(Гер­мания), маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16

шлицевым передним отбором мощности (автомобильная ком­плектация - вентилятор сосен с осью коленчатого вала).

740.30-1005008-10

с фланцем отбора мощности (ав­тобусная или специальная ком­плектация - ось вентилятора рас­полагается выше оси вращения коленчатого вала).







3.4.   Двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм. (740.50-360, 740.51-320 , 740.35­400, 740.37-400).

Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 5.

Таблица 5

Обозначение

Комплектация двигателя

Рис.

740.57-1005008

Двигатели для стационарных электростанций

С фланцем отбора мощности и ТА с механическим управ­лением

740.55-1005008

Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия) маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автобусная и специальная комплектация - вентилятор не соосен с осью коленчатого вала).

Со шлицевым передним отбо­ром мощности и ТА с меха­ническим управлением

№<320л.с.

740.50-1005008

№>320л.с

740.63-1005008

Со шлицевым передним от­бором мощности и ТА с электронным управлением







3.5.   Двигатели Евро-3 (740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420 740.65-240)

Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 6

Таблица 6

Обозначение

Комплектация двигателя

Рис

740.65-1005008

Двигатель 740.65-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ПАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8­ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация - вентилятор соосен с осью коленчатого вала).

с ТА с элек­тронным управлением

5

740.65-1005008-10

с ТА типа CR

5

740.62-                  10050088

740.63-                  1005008

Двигатели в комплекте с КПП «ZF» про­изводства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация - вентиля­тор соосен с осью коленчатого вала).

с ТА с элек­тронным управлением

740.71-1005008

с ТА типа CR







 

3.6.    Газовые двигатели (820.52-260, 820.53-260, 820.60-260, 820.61-260).

Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в табл.7.

Таблица 7

Обозначе­ние

Комплектация двигателя

Номи­нальная

частота

вращения

Рис.

820.70­-

1005008

Газовые двигатели и двигатели с ТА типа «CR» в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и махови­ком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация - вентилятор соосен с осью коленчатого вала).

Евро-3

n nom=

1900 мин-1

820.52­-

1005008

Евро-2

n nom = 2200 мин-1

820.52­-

1005008-10

Двигатели экологического класса ЕВРО-2 моделей 820.52-260 и 820.53-260 в комплекте с КПП КА­МАЗ шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация - вентилятор соосен с осью коленчатого вала).

5




4. Техническое описание

Коленчатые валы двигателей КАМАЗ изготовлены из высококачественной легированной стали 42ХМФА ТУ 14-1-5520-2005 и имеют пять коренных и четыре шатунных шейки, связанные щеками и сопряженные переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов шатунные шейки коленчатого вала рас­положены под углом 90°.

Конструктивные особенности коленчатых валов (Таблица 8)

Обозначение вала

Упрочнение

Радиус

кривошипа

(мм)

Крепление

маховика

740.13-1005020

ТВЧ

60

8 отв. М14

740.30-1005020

азотирование

60

10 отв. М16

740.30-1005020-01

ТВЧ

60

10 отв. М16

740.50-1005020

азотирование

65

10 отв. М16

740.70-1005020

комбинированное

65

10 отв. М16

740.62-1005020

ТВЧ

65

10 отв. М16

740.65-1005020

ТВЧ

65

8 отв. М14

Для упрочнения коленчатых валов могут быть использованы следующие техноло­гии:

1.  Азотирование на глубину 0,25...0,3 мм, твердость упрочненного слоя не ме­нее 600 HV (в настоящее время как отдельный вид упрочнения не применя­ется).

2.   Закалка ТВЧ коренных и шатунных шеек, включая переходные галтели, на глубину 2,5..5,5 мм., твердость упрочненного слоя 52.62 HRC.

Комбинированное упрочнение: закалка ТВЧ с последующим азотированием на глубину 0,25.0,3 мм, твердость упрочненного слоя не менее 600 HV; Основные конструктивные параметры коленчатых валов, определяющие их применяемость, приведены в таблице 8.

5. Маркировка и клеймение

Все коленчатые валы ПАО «КАМАЗ» имеют следующую маркировку:

-         обозначение коленчатого вала на боковой поверхности третьего, считая от фланца со стороны вентилятора, противовеса. Маркировка выполняется вы­ступающим шрифтом при штамповке поковки (например «740.50- 10005020). На некоторых моделях валов часть маркировки (обведенные рамкой символы в обозначениях «740.30 - 10005020-01 », «740.65 - 10005020-», «740.6210005020», «740.|70| - 10005020») выполняется ударным способом;

-          серийный номер вала - на обработанной поверхности третьего противовеса; 

-           дата изготовления поковки - на боковой поверхности 4-го противовеса: пер­вые две цифры - год, третий символ из перечисления {1-9, О, Н, Д} - поряд­ковый номер месяца (например, 09Н - ноябрь 2009г, 085 - май 2008 г.);

-           товарный знак «КАМАЗ» на боковой поверхности 5-го противовеса;

-           «R65» - величина радиуса кривошипа на боковой поверхности 6-го противо­веса (только для коленчатых валов 740.50-1005020, 740.70-1005020, 740.62­1005020, 740.65-1005020);

-            знак ОТК на обработанной поверхности 8-го противовеса.

6. Установка коленчатых валов

1.    Перед установкой коленчатого вала поз.1 (рис.1-5) крышки коренных подшип­ников поз.2 (Рис.7) должны быть демонтированы из блока цилиндров. Сначала отпускаются стяжные болты поз.4 и 5, а затем в два приема болты крепления крышек поз.3.

2.     Подобрать вкладыши коренных подшипников согласно приложению 2, исходя из диаметров коренных шеек вала и диаметра расточки под вкладыши в блоке цилиндров.

3.     Подобрать упорные полукольца согласно табл. 10, исходя из ширины пятой коренной шейки коленчатого вала и ширины 5-й коренной опоры блока цилин­дров.

4. Проверить вкладыши, постели блока, установить последовательно верхние вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров и нижние вкла­дыши коренных подшипников в крышки. При установке вкладышей необходи­мо совместить выступы вкладышей с пазами в постелях блока и крышках соот­ветственно.

5. Смазать вкладыши коренных подшипников моторным маслом согласно химмо- тологической карты на двигатель.

6. Установить коленчатый вал на двигатель.

7. Установить нижние и верхние полукольца упорного подшипника коленчатого вала в выточках на пятой опоре, таким образом, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала. После установки необходимо проверить наличие осевого зазора в упорном подшипнике.

8. Тщательно очистить и смазать моторным маслом резьбу в отверстиях блока и на болтах, избыток масла удалить.

9. Плотно и без перекосов установить крышки коренных опор по посадочным по­верхностям. При установке крышек поз. 2 (рис.7) соблюдать совпадение поряд­кового номера крышки (выбитым на нижней поверхности) с порядковым номе­ром опор блока. Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца блока (со стороны вентилятора).

10. Затянуть болты в следующей последовательности:

-          вставить в отверстия крышек коренных опор болты поз.3 с шайбами и за­вернуть на 1...2 оборота;

-         затянуть в два приема болты крепления крышек поз.3 с опережением затяжки правого ряда не менее 1 с. Предварительно - крутящим моментом 95...120 Н*м (9,6 ...12 кгс*м), окончательно - крутящим моментом 275...295 Н*м (28...30 кгс*м)10;

-          ввернуть и затянуть стяжные болты поз.4 и 5 крутящим моментом 147...167 Н*м (15...17 кгс*м)  (Для болтов 7482.1005158 /159 с диаметром резьбы М16. Стяжные болты 740.1005158 /159 (М12) в блоках старой конструкции затягивать крутящим моментом 8,2_9,2 кгс*м. В 2013г пла­нируется внедрение стяжных болтов 740.60-1005158 / 159 с диаметром резьбы М14 момент за­тяжки которых составляет 15...17 кгс*м.);

-          при затяжке болтов сопротивление должно нарастать плавно без рывков;

-         затяжку болтов поз.3 контролировать замером моментов при заворачивании частично отвернутых болтов до положения, в котором они находились до контроля. При этом момент должен находиться в пределах 270...280 Н* м

Затяжку болтов крепления коренных опор старой конструкции 740.1005157 следует произво­дить крутящим моментом 21     23,5 кг*м. Конструктивные отличия болтов 740.1005157 от новых болтов 740.1005157-02 приведены на Рис.6. При замене болтов 740.1005157 на болты 740.1005157- 02 в ходе ремонтных работ момент затяжки коренных болтов следует сохранить на уровне 21_ 23,5 кг*м, с целью сохранения геометрии постели коренных опор (при увеличении момента произойдет ее «овализация»).



Рис.6. Конструктивные особенности болтов 740.1005157-02 (сверху) и 740.1005157 (снизу).

Для болтов 7482.1005158 /159 с диаметром резьбы М16. Стяжные болты 740.1005158 /159(М12) в блоках старой конструкции затягивать крутящим моментом 8,2…9,2 кгc*м. В 2013г планируется внедрение стяжных болтов 740.60-1005158 / 159 с диаметром резьбы М14 момент затяжки которых составляет 15...17 кгс*м. (27,5...29,5 кгс*м). Допускается затяжку болтов контролировать, затягивая частично отвернутые болты с моментом 285 Н*м (28 кгс*м). При этом угловое отклонение от исходного положения должно находиться в пределах от минус 9° до +4°.
11.Измерить осевой зазор коленчатого вала. Допустимое значение (0,1…0,2) мм. При необходимости осевой зазор отрегулировать установкой полуколец упорного подшипника другой толщины.
12.По окончании затяжки болтов поз.3, 4 и 5 момент сопротивления провороту коленчатого вала не должен превышать 10 Н*м (1,0 кгс*м).


Рис.7. Установка крышек коренных опор.

1.Блок цилиндров.

2.Крышка коренной опоры.

3.Болт крепления коренной опоры.

4.Стяжной болт (правый).

5.Стяжной болт (левый).

6.Шайба.

7.     Применяемые вкладыши подшипников скольжения и полукольца упорного подшипника.

Унифицированные размеры диаметров коренных и шатунных шеек коленча­тых валов различного конструктивного исполнения, диаметры постелей в шатуне и блоке цилиндров позволяют применять вкладыши одного типоразмера при восста­новлении двигателей ПАО «КАМАЗ» различной мощности и экологического клас­са. Особенности применения заключаются в технологии изготовления вкладышей, имеющейся в распоряжении различных производителей, в связи с чем, одновре­менная установка на двигатель вкладышей от различных производителей не реко­мендуется, а для сопряженных вкладышей (устанавливаемых на одну шейку вала) недопустима.

Сертифицированными по положительным результатам проведенных испыта­ний считаются следующие производители:

1.     С применением традиционной технологии нанесения рабочего покрытия (гальваника):

-         «ДЗВ» - «Димитровградский завод вкладышей» (г. Димитровград).

-         «ЗПС» - «Завод подшипников скольжения» (г. Тамбов).

2.   С применением ионно-вакуумной технологии нанесения рабочего покрытия (PVD):

-         ЗАО «ДЗВ» с покрытием, выполненным компанией «Miba» (Австрия);

-          фирма «Федерал Могул» (США).

Применение для изготовления нагруженных вкладышей подшипников сколь­жения (верхнего шатунного и нижнего коренного) ионно-вакуумной технологии нанесения рабочего покрытия - PVD позволяет многократно повысить ресурс подшипников скольжения коленчатого вала и шатуна на форсированных двигате­лях ПАО «КАМАЗ» экологических классов Евро-3 и Евро-4. Сопряженный вкла­дыш при этом имеет традиционное гальваническое покрытие, что необходимо учи­тывать при проведении ремонтных работ. Для дополнительной идентификации на рабочую поверхность вкладышей с PVD покрытием производителями наносится специальная отметка краской (черная или желтая полоса) около стыка или по его торцам. Обозначения вкладышей и их наименования приведены в таблице 9.

Производитель

Тип

Вкладыши подшипника коленчатого вала

Вкладыши нижней головки шатуна

Традиционная технология нанесения рабочего покрытия (гальваника)

ЗАО «ДЗВ» г. Димитровград

верхний

7405.1005170

7405.1004058

нижний

7405.1005171

7405.1004058

ОАО «ЗПС» г. Тамбов

верхний

ТА.7405.1005170

ТА.7405.1004058

нижний

ТА.7405.1005171

ТА.7405.1004058

Ионно-вакуумная технология нанесения рабочего покрытия (PVD)

ЗАО «ДЗВ+Миба» (Россия, Австрия)

верхний

325.01-1005170

325.01-1004058

нижний

325.01-1005171

325.01-1004059

«Федерал Могул» (США)

верхний

39441-01

39440-01

нижний

39442-01

39438-01




Таблица 10.

Ширина 5-й опо­ры блока (мм)

Ширина 5-й коренной шейки (мм)

36,2

36,5

28

740.1005184-01

740.1005183-01

740.1005184-01Р1

740.1005183-01Р1

27,4

740.1005184-01Р2

740.1005183-01Р2

740.1005184-01Р3

740.1005183-01Р3

Для комплектации двигателей КАМАЗ и поставок в запасные части одобрены только сталебронзовые полукольца производства ЗАО «ДЗВ» (г. Димитровград). Обозначения полуколец приведены в таблице 10

8.     Проведение ремонтных работ

Ремонт коленчатых валов следует производить согласно ремонтной докумен­тации (ремонтных чертежей, карт дефектации, руководящих документов) разрабо­танной НТЦ ПАО «КАМАЗ», для получения которой, необходимо отправить за­прос на имя главного конструктора ПАО «КАМАЗ» по факсу (8552) 37-28-29.

Основные моменты, касающиеся восстановления и ремонта коленчатых ва­лов, на которые необходимо обратить внимание, следующие:

-       форма галтелей после перешлифовки шеек (переход от шейки вала к щеке вы­полненный в виде радиуса) должна быть плавной, кромки, подрезы, ступени и риски не допускаются;

-       ремонтопригодность шеек коленчатого вала определяется видом его упрочне­ния (см. таблицу 11). Применяемость вкладышей, в зависимости от ремонтно­го размера шеек коленчатого вала, приведена в приложении 2. В комплекте с азотированным коленчатым валом и валом упрочненным двойной обработкой при перешлифовке шеек в ремонтные размеры (уменьшение диаметров на 0,25 мм) необходимо применять специальные вкладыши с увеличенной на 0,12517 мм толщиной, освоенные на ОАО «ЗПС» .

-       при замене коленчатого вала с использованием противовесов, спрессованных с вала, вышедшего из строя, повторная балансировка не требуется, так как при изготовлении все детали двигателя (коленчатые валы, противовесы, маховики, шкивы) балансируются раздельно;

-       установка на двигатель противовесов и маховиков от двигателей других моде­лей не допускается;

-       правка коленчатого вала не допускается. Устранять прогиб коленчатого вала следует только перешлифовкой шеек в ремонтный размер;

-       сборку коленчатого вала с шестернями и противовесами по прессовой посадке следует производить с нагревом последних, в соответствии с требованиями сборочного чертежа на ремонтный коленчатый вал. Запрессовка не допускает­ся.

-       вместе с коленчатым валом подлежат замене следующие сопряженные с ним детали: вкладыши коренной опоры и нижней головки шатуна, упорные полу­кольца.

Ремонтопригодность коленчатых валов.

Таблица 11. 

Технология упроч­нения коренных и шатунных шеек

Ремонтопригодность

Закалка ТВЧ

Допускается ремонтная перешлифовка коренных и шатун­ных шеек с уменьшением диаметров коренных шеек до 093мм., шатунных шеек до 078мм.

Азотирование

Допускается ремонтная перешлифовка коренных и шатун­ных шеек с уменьшением диаметров коренных шеек до 094,75 мм., шатунных шеек до 079,75 мм. При ремонте с дальнейшим уменьшением диаметров необходимо прове­дение повторного азотирования.

Комбинированное упрочнение (ТВЧ+ азотирование)




Приложение 2. Таблицы обозначений вкладышей ремонтных размеров





 

Диаметр (мм)

Обозначение комплекта

вала

отверстия

ООО "ДЗВ"

ОАО "ЗПС"

94,95

100,0

7405.1000102Р0

-

94,75

100,0

-

ТА.7405.1000102Р01

94,50

100,0

7405.1000102Р1

ТА.7405.1000102Р1

94,25

100,0

-

ТА.7405.1000102Р02

94,00

100,0

7405.1000102Р2

ТА.7405.1000102Р2

93,75

100,0

-

ТА.7405.1000102Р06

93,50

100,0

7405.1000102Р6

ТА.7405.1000102Р6

93,25

100,0

-

ТА.7405.1000102Р07

93,00

100,0

7405.1000102Р7

ТА.7405.1000102Р7

95,00

100,5

7405.1000102Р3

ТА.7405.1000102Р3

94,75

100,5

-

ТА.7405.1000102Р04

94,50

100,5

7405.1000102Р4

ТА.7405.1000102Р4

94,25

100,5

-

ТА.7405.1000102Р05

94,00

100,5

7405.1000102Р5

ТА.7405.1000102Р5

93,75

100,5

-

ТА.7405.1000102Р08